«Положение об организации контроля качества образовательного процесса в ЧОУ ДПО «Тетра»

 

1.        Общие положения

 

      Контроль за образовательным процессом в ЧОУ ДПО «Тетра» (далее по тексту ЧОУ  или Учреждение) внутри Учреждения (внутренний контроль качества учебного процесса) представляет собой систему проверки, учета и анализа состояния образовательного процесса и выступает в качестве важной формы руководства коллективом Учреждения

В соответствии с основными функциями,  определенными должностными инструкциями, внутренней  контроль качества ведения образовательного процесса в ЧОУ осуществляют директор  и и заместитель директора  по учебно-методической работе.

При осуществлении контроля основными функциями являются:

Для директора :

- руководство и управление деятельностью ЧОУ  в  соответствии с законодательством РФ и Уставом  организации;

- определение стратегии, целей и задач развития ЧОУ,  программного планирования работы на основе всестороннего анализа учебного процесса;

- анализ разработки,  утверждения и внедрения программ развития ЧОУ, образовательных программ, Устава и правил внутреннего  трудового  распорядка и других локальных нормативных актов и документов;

- анализ кадрового обеспечения ЧОУ, подбора, приема на работу  и расстановки кадров, распределения должностных обязанностей работников ЧОУ;

- анализ повышения уровня профессиональной квалификации работников ;

- анализ структуры управления  ЧОУ как образовательным учреждением, штатного расписания, критериев заработной платы и должностных окладов, надбавок и доплат к ним в пределах утвержденных средств;

- анализ   учебно-методических,  административных, финансовых и хозяйственных вопросов, возникающих в  процессе деятельности ЧОУ;

- анализ планирования, организации и контроля учебного  процесса в ЧОУ;

- анализ формирования контингента обучающихся в пределах лицензии и Устава;

 - анализ формирования контингента обучающихся и педагогического состава   ЧОУ с учетом требований нормативных документов в сфере дополнительного образования;

 - анализ формирования контингента обучающихся и педагогического состава   ЧОУ с учетом требований  и  основных положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗв действующей редакции) в отношении программ дополнительного образования;

- анализ методического  обеспечения образовательного процесса;

- анализ реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом и

графиком образовательного процесса, качества  обучения выпускников;

- анализ своевременного и полного оформления документов на обеспечение учебного процесса необходимым помещением (помещениями);

- анализ учета, сохранности и   оснащения материально-технической  базы, соблюдения правил санитарно- гигиенического режима, охраны труда и безопасности образовательного процесса, учета и хранения документации  ЧОУ.

 

Для заместителя директора ЧОУ  по учебно-методической работе:

- анализ выполнения  действующих Федеральных и региональных требований к реализации программ дополнительного образования;

- организация и контроль соответствия образовательным программам ведения учебного процесса при реализации  программ дополнительного образования,  в части  теоретического обучения и практических занятий;

- контроль качества преподавания отдельных частей теоретической и практической части программ;

- контроль регулярности и объективности оценивания результатов учебного процесса;

- контроль успеваемости обучающихся, посещаемости ими занятий, выполнения обучающимися требований правил внутреннего распорядка ЧОУ и требований к поведению обучающихся;

- контроль ведения документации преподавателем по посещаемости занятий, промежуточной и итоговой аттестации;

-  контроль соблюдения расписания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

 - организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

- анализ деятельности преподавателей по подготовке и проведению промежуточных  и итоговых аттестаций при реализации учебных программ;

- организация ликвидации задолженностей обучающихся в соответствии с «Правилами организации образовательного процесса»  в Учреждении;

- анализ развития и укрепления учебно- материальной базы для реализации учебных программ;

-  своевременный заказ учебной литературы по реализуемым программам;

- организация повышения квалификации педагогических работников;

- анализ квалификации кадров, занятых в учебно-практическом обучении;

- контроль и анализ соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и санитарно-  гигиенических требований во время занятий;

2.  Задачи и условия организации внутреннего  контроля за образовательным процессом  в ЧОУ

Руководство образовательным процессом в ЧОУ и совершенствованием качества знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется при постоянном контроле, который выполняет такие задачи:

  • Изучение состояния и результатов учебного процесса;
  • Воздействие на образовательный процесс с целью его совершенствования;
  • Оказание помощи преподавателям;
  • Выявление лучшего опыта работы, обобщение и распространение его в педагогическом коллективе;
  • Организация работы преподавателей по совершенствованию образовательного процесса.

       

Чтобы все эти задачи могли быть успешно выполнены, внутренний контроль за образовательным процессом должен отвечать целому ряду условий и требований, главными из которых являются следующие:

  • Целенаправленность (точный выбор цели и направленность на решение главных задач учреждения);
  • Всесторонность (охват всех сторон деятельности педагогических работников, выявление успехов, недостатков, установление их причин);
  • Объективность (выявление реальной картины и точная оценка состояния вопроса);
  • Систематичность (планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса, продуманная система проверки выполнения решений, принятых по результатам контроля);
  • Действенность и эффективность контроля, своевременное реагирование на критику со стороны проверяемых;
  • Гласность, для осуществления которой могут проводиться собрания, совещания, педагогические советы, издаются приказы и др.

 

Соблюдение указанных выше условий и требований к организации внутреннего  контроля позволяет эффективно воздействовать на всю работу ЧОУ , обучать и воспитывать педагогические кадры, приучать их к исполнительности, организованности, дисциплинированности взаимным обменом опытом. Директор ЧОУ  и заместитель директора по учебно-методической работе вскрывают причины недостатков в работе преподавателей, намечают с ними конкретные пути и средства улучшения учебной работы, помогают в совершенствовании педагогического мастерства, способствуют внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий  и нового оборудования.

          Постоянный контроль со стороны Директора Учреждения и его заместителя по учебно-методической работе способствует расширению кругозора педагогических работников, росту их педагогического мастерства и общей культуры, развитию интеллектуальных и нравственных качеств, повышению уровня их развития. И наконец, контроль способствует упорядочению учебной работы, реализации конкретных мер по совершенствованию образовательного процесса, принятых по результатам контроля.

          Таким образом, внутренний  контроль выполняет информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и организационную роль. Он осуществляется при посещении занятий и анализе выполнения учебных планов и программ, состояния учебно-планирующей  документации, отчетов и статистических данных. В целях контроля проводятся собеседования с преподавателями  ЧОУ, наблюдение за их работой, проверяется выполнение обучающимися  тестовых работ по материалу  учебной Программы.  Важным аспектов контроля является проверка знания и соблюдение правил безопасности выполнения работ, эффективность использования учебно-наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения.

 

3. Планирование внутреннего  контроля  ЧОУ

 

Вопросы контроля образовательного процесса ЧОУ   планируются на каждый новый учебный год  и составляются графики контроля на квартал (полугодие).

 

При планировании необходимо предусматривать:

  • Систему проверки всех сторон образовательного процесса, уделяя особое внимание качеству проведения занятий,  уровню  знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися. При контроле осуществляется планомерный охват всех учебных групп учреждения при проведении теоретических и практических занятий;
  •  Координацию действий и единство требований со стороны руководства  ЧОУ  , проверку исполнения предложений по итогам предыдущих проверок, решений, ранее принятых по результатам контроля;
  • Распределение участков контроля между директором ЧОУ и заместителем директора по учебно- методической работе,  в соответствии с их должностью, специальностью и практическим опытом;
  •   Мероприятия по итогам контроля.

 

 При проведении внутреннего тематического контроля необходимо учитывать общую методическую тему и задачу, поставленную перед коллективом учреждения. Это позволит изучить и проанализировать систему работы преподавателей над единой темой, а затем обобщить результаты. Кроме того, посещать следует такие занятия, на которых изучаются вопросы, актуальные для коллектива в данный период времени.

 

Виды контроля.

Персональный контроль. При проверке  преподавателя директор ЧОУ и его заместитель по учебно- методической работе ЧОУ могут ставить цель всесторонне ознакомиться с его работой. Для этого намечается посещение нескольких занятий проверяемого. Под более пристальным  контролем находится работа начинающих преподавателей

Для проверки занятий, проводимых опытными педагогами, следует намечать трудные темы, чтобы лучше выявить мастерство преподавателя. В таких случаях, занятия для проверки проверяющие отбирают вместе с проверяемым преподавателем на основе программ и учебных планов. Количество посещаемых занятий у отдельных преподавателей в течение года может быть различным в зависимости от уровня их подготовленности, а также от степени изученности работы преподавателя директором ЧОУ.

Предметно-обобщающий контроль. Наряду с посещением занятий отдельных преподавателей может проверяться работа преподавателей по определенной или  определенной теме для  разных программ. Выбор занятий для такой проверки определяется состоянием преподавания отдельных тем в   ЧОУ в целом и задачами, вытекающими из анализа этого состояния, например: поднять уровень преподавания, обобщить опыт работы преподавателей по данной теме и т.д. 

Группо-обобщающий контроль. В течение всей продолжительности обучения для разных  учебных групп в ЧОУ может проходить проверка работы преподавателя (ей)  на разных этапах освоения учебного материала. При этом в группах  недавно приступивших к занятиям изучается состояние преподавания и уровня подготовки обучающихся. При контроле в середине цикла обучения группа подвергается проверке с тем, чтобы вовремя исправить те или иные отклонения в ходе учебного процесса. При  контроле ближе к моменту окончания обучения группа подвергается проверке с целью сбора данных и последующего анализа приобретенных знаний, умений и навыков  обучающимися.

Внеплановая проверка.  Проверка может проводиться, если состояние учебной работы в группе или представляет интерес для педагогического коллектива, или вызывает тревогу, требует вмешательства с целью исправления положения (например, в группе резко снизилась посещаемость, обучающиеся показывают плохие результаты при тестировании)

При планировании внутреннего  контроля необходимо учитывать время, затрачиваемое директором и/или заместителем директора по учебно- методической работе ЧОУ не только на посещение занятий, но и на подготовку к посещению и на последующий анализ собранных данных.

  

4.   Контроль и анализ теоретического обучения

 

Директор ЧОУ и заместителем директора по учебно- методической работе осуществляют постоянный контроль за выполнением всеми преподавателями учебных планов и учебных программ. Во время таких проверок изучаются журналы учебных групп, Они проводятся систематически и предусматриваются в месячных планах внутреннего контроля . Проверка журналов позволяет получить представление о системе работы преподавателя, о текущей успеваемости обучающихся, о качестве знаний по изученным темам. Руководитель учреждения и его заместитель обращают внимание на полноту и ясность записей пройденного на каждом занятии учебного материала, их содержания, на периодичность теоретических и практических занятий, на посещаемость занятий обучающимися на своевременное проведение тестового контроля  обучающихся. Итоги контроля журналов учебных групп могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, с выдачей рекомендаций преподавателю (лям) При выявлении грубых нарушений ведения журналов учебных групп по результатам проверки издается приказ о проведении мероприятий для  исправления нарушения.

Наиболее важной частью работы директора  и заместителем директора по учебно- методической работе  ЧОУ являются посещение и анализ занятий. Контроль занятий требует предварительной подготовки. Проверяющему нужно иметь ясное представление об уровне педагогической подготовки преподавателя, его опыте, стиле и результатах предыдущей работы. Необходимо четко определить цель контрольного посещения  занятия: всесторонний общий анализ работы преподавателя или изучение какого-либо одного вопроса, например организации самостоятельной работы, применение технических средств обучения, осуществления межкурсовых  связей на занятии и т.д. Затем следует познакомиться с содержанием программы и учебника по конкретному предмету (разделу, теме), с записями в журнале учета успеваемости. На  этой основе намечается задача наблюдений и анализ занятия.

 

5. Работа по результатам контроля занятий.

 

По результатам контрольного посещения занятия, контролирующий  проводит беседу и разбирает результаты контроля  с преподавателем. При проведении беседы, соблюдая педагогическую этику,  сначала нужно выслушать преподавателя, узнать какую цель он ставил перед уроком и достиг ли ее, как он оценивает знания обучающихся, полученные на занятиях, какие видит недостатки в содержании и организации работы, какие трудности преподавателю пришлось преодолеть. Затем проверяющий высказывает свое мнение о занятии, его содержании, о целесообразности использованных методов обучения и организации работы обучающихся. Проверяющий дает мотивированную оценку занятия и вносит рекомендации по улучшению работы, распределению опыта.

Тщательный анализ занятий обучения позволяет директору ЧОУ  выявить методы работы преподавателей, степень усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Преподавателю, при необходимости, нужно дать конкретные указания по улучшению работы. Выводы и предложения по результатам контрольного посещения проверяющий записывает в журнал анализа работы преподавателя. Выполнение преподавателем рекомендаций по итогам контроля также подлежит проверке. Эту проверку директор ЧОУ и заместитель директора по учебно- методической работе ЧОУ осуществляют в ходе бесед с преподавателем, при повторном посещении занятий, а также при изучении журналов учета теоретического обучения и планов работы преподавателя  по Программе.

Посещения директором или его заместителем по учебно-методической работе нескольких занятий одного преподавателя позволяют выяснить, как он владеет материалом, как проводит занятия разных типов, какие методы и формы использует на занятии, т. е. увидеть систему его работы.

 

 ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  на 2015 г.

№№

Дата

Тип проведения

Вид контроля

Ф.И.О. проверяемого преподавателя

 

№ группы/ наименование учебной программы

Ф.И.О.  и должность проверяющего

Подпись проверяющего

1

 

посещение

тематический  контроль

Межевич Д.А.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

2

 

Журнал группы

персональный контроль

Волохонская Е.А..

 

Директор ЧОУ  Ефремова

 

3

 

посещение

персональный контроль

Григорьева Н.В.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

4

 

посещение

предметно (программно) - обобщающий

Разина М.Н.  Волохонская Е.А.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

5

 

Журнал группы

группо - обобщающий контроль

Межевич Д.А.   Григорьева  Н.В.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

6

 

посещение

персональный контроль

 

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

7

 

посещение

тематический  контроль

Волохонская Е.А..

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

8

 

посещение

тематический  контроль

Григорьева Н.В.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

9

 

посещение

предметно (программно) - обобщающий

Разина М.Н. Григорьева Н.В

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

10

 

Журнал группы

персональный контроль

Межевич Д.А.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

11

 

Журнал группы

персональный контроль

Григорьева Н.В.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

12

 

Журнал группы

группо - обобщающий контроль

Разина М.Н.  Волохонская Е.А.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н.

 

13

 

посещение

персональный контроль

Григорьева Н.В

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

14

 

посещение

группо - обобщающий контроль

Разина М.Н.  ..

 Григорьева Н.В

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

15

 

посещение

персональный контроль

Межевич Д.А.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

16

 

Журнал группы

предметно (программно) - обобщающий

Межевич Д.А.   Григорьева  Н.В.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А.

 

17

 

Журнал группы

персональный контроль

Григорьева Н.В

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н.

 

18

 

Журнал группы

тематический  контроль

Межевич Д.А.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н.

 

19

 

посещение

тематический  контроль

Волохонская Е.А..

 

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н.

 

20

 

Журнал группы

предметно (программно) - обобщающий

Григорьева Н.В Разина  М.Н.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н.

 

21

 

посещение

тематический  контроль

Григорьева Н.В

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Разина М.Н.

 

22

 

Журнал группы

предметно (программно) - обобщающий

Разина М.Н.  Волохонская Е.А.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н.

 

23

 

посещение

персональный контроль

Межевич Д.А.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А..

 

 

 

Программа 1  -  «Английский   языка  для начинающих»

Программа 2  -  «Английский  язык  для  свободного  общения»

Программа 3  -  «Немецкий    языка  для начинающих»

Программа 4  -  «Немецкий   язык  для  свободного  общения»

 

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  на первую  половину  2016 г.

№№

Дата

Тип проведения

Вид контроля

Ф.И.О. проверяемого преподавателя

 

№ группы/ наименование учебной программы

Ф.И.О.  и должность проверяющего

Подпись проверяющего

1

 

посещение

тематический  контроль

Межевич Д.А.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А..

 

2

 

Журнал группы

персональный контроль

Волохонская Е.А..

 

Директор ЧОУ  Ефремова

 

3

 

посещение

персональный контроль

Григорьева Н.В.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А..

 

4

 

посещение

предметно (программно) - обобщающий

Волохонская Е.А.

Межевич  д.А.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

5

 

Журнал группы

группо - обобщающий контроль

Межевич Д.А.   Григорьева  Н.В.

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

7

 

посещение

тематический  контроль

Волохонская Е.А..

 

Директор ЧОУ  Ефремова  Т.Н..

 

8

 

посещение

тематический  контроль

Григорьева Н.В.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А...

 

9

 

посещение

предметно (программно) - обобщающий

Разина М.Н.

Григорьева Н.В

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А..

 

10

 

Журнал группы

персональный контроль

Межевич Д.А.

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А..

 

11

 

Журнал группы

персональный контроль

Разина М.Н.

 

 

Зам. директора по учебно-методичес

кой работе  Волохонская Е.А..

 

Программа 1  -  «Английский   языка  для начинающих»

Программа 2  -  «Английский  язык  для  свободного  общения»

Программа 3  -  «Немецкий    языка  для начинающих»

Программа 4  -  «Немецкий   язык  для  свободного  общения»